Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад № 14 «Ласточка» Паспорт музыкального зала Организация развивающей предметно-пространственной среды в музыкальном зале ДОО в контексте ФГОС Музыкальный зал в детском саду – это визитная карточка детского сада. Здесь проходят не только занятия с детьми, но и всевозможные праздники, развлечения и другие мероприятия для детей, сотрудников и родителей. Пространство музыкального зала условно разделено на зоны: спокойную и активную. Активная зона. В условиях музыкального зала активная зона это большое свободное пространство для музыкального движения, дидактических игр, танцевально-ритмических упражнений, для музыкально - двигательного творчества и т. п. Поскольку некоторая часть активной деятельности может происходить сидя или лежа на полу, то наличие паласа на полу, позволяет детям чувствовать себя не стесненно, иметь возможность свободно отвести локти от туловища. Фортепиано расположено таким образом, чтобы музыкальный руководитель, исполняя музыкальное произведение, мог видеть абсолютно всех детей. Также в этой зоне смонтированы технические средства обучения вне доступа детей. Спокойная зона. Спокойную зону в музыкальном зале вполне можно считать самой важной, самой значимой для музыкального воспитания. Здесь осуществляются такие важнейшие виды музыкальной деятельности как восприятие музыки и пение. Оборудование спокойной зоны состоит из музыкального инструмента- фортепиано, пространства, где дети могут сидеть на стульях или стоять, мольберта, на который можно поместить наглядный материал, стола, на который можно поставить макет или посадить игрушку, используемую в игровой ситуации. В этой зоне, как ни в какой другой, соблюдается важнейший принцип организации ППС «глаза в глаза». Здесь же оборудованы полки, на которых располагаются детские музыкальные инструменты, и наглядно-дидактические пособия. Санитарно – гигиенические требования к музыкальному залу Музыкальный зал не должен быть проходным помещением. • Половое покрытие ленолеум, 2 больших паласа • Поверхность стен помещения окрашены в светлые тона с коэффициентом отражения 0,6-0,8. • Освещение музыкального зала – естественное. Величина коэффициента естественного освещения (КЕО) не менее 1,5%. • Шторы на окнах белого и розового цвета. • Светильники находиться в исправном состоянии. • Чистоту оконных стекол производить не реже 2 раз в год. В качестве нагревательных приборов используются радиаторы, огражденные съемными решетками. • Влажность воздуха 40- 60 %. • Проветривание сквозное и угловое по 10 минут через 1,5 часа. Проветривание проводится в отсутствии детей и заканчивается за 30 минут до прихода детей. • Температура воздуха в музыкальном зале + 18 градусов С. • Перед каждым занятием проводится влажная уборка помещения. • Мебель согласно возрасту детей. Высота стульчиков в среднем 260-300 мм. Нормативно-правовая база Основанием для разработки данного паспорта являются следующие нормативнозаконодательные документы: -Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации -Семейный кодекс РФ -Порядок организации и образовательной деятельности по основным образовательным программам дошкольного образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013г.№ 1014 -Федеральный закон от 24.07.1998 № 123-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации -Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990) -Концепция дошкольного воспитания -СанПиН 2.4.1. 3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» - Основная образовательная программа Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад № 14 «Ласточка» -Устав дошкольного учреждения Основные цели и задачи деятельности музыкального зала Музыкальный зал является центром детского сада по осуществлению музыкально-эстетического развития детей. Задачи музыкального воспитания в детском саду подчинены общей цели всестороннего и гармонического воспитания личности ребенка и строятся с учетом своеобразия музыкального искусства и возрастных особенностей дошкольников: - Воспитание интереса к музыке, развитие музыкальной восприимчивости, музыкального слуха, которые помогают ребенку острее почувствовать и осмыслить содержание услышанных произведений; - обогащение музыкальных впечатлений детей; - знакомство детей с музыкальными понятиями, обучение простейшим практическим навыкам во всех видах музыкальной деятельности, искренности, естественности и выразительности исполнения музыкальных произведений; • - развитие эмоциональной отзывчивости, музыкальных способностей, формирование певческого голоса ; - обучение элементарным певческим и двигательным навыкам; - развитие творческой активности во всех доступных детям видах музыкальной деятельности; - формирование самостоятельности, инициативы и стремления применять выученный репертуар в повседневной жизни, музицировать, петь и танцевать. Перечень документов музыкального руководителя - Рабочая программа - Перспективное планирование - Планы проведения музыкальных занятий с детьми (по группам). - Аналитический отчет о результатах работы за год - Диагностика (результаты проверки уровня музыкального развития детей). -Циклограмма работы музыкального руководителя, - Журнал по самообразованию. Занятия проводятся в соответствии с требованиями СанПин: два раза в неделю в музыкальном зале: Младшая группа -15 минут средняя группа - 20 минут подготовительная к школе – 30 минут Режим работы Среда, пятница 8.15-8.30- утренняя гимнастика в средней группе 9.00- 9.20- музыкальное занятие в младшей группе 9.30-9.55 – музыкальное занятие в средней группе 10.15-10.45- музыкальное занятие в подготовительной группе 10.45.-11.00-привести в порядок рабочее место 11.00-12.00-методическая работа, подбор консультативного материала ( работа в интернете) 12.00-12.30-подготовка к праздникам и развлечениям ( обсуждение ролей, оформления, атрибутов - выход в группы) 12.30- 13.00 индивидуальные консультации с воспитателями Вторник 13.00-14.00- работа с документацией (все виды планирования) 14.00-15.00- составление сценариев и развлечений 15.00-15.30- подготовка к занятию с детьми 15.30-16.00- музыкально-творческая деятельность с детьми подготовительной группы 16.-17.00- работа с родителями, подготовка информации к родительским собраниям, к информационным уголкам для родителей четверг 8.15-8.30- утренняя гимнастика в средней группе 8.30-9.30- планирование работы, изучение музыкального репертуара, подготовка к НОД. обсуждение сценариев 9.30- 10.15 - запись музыкального материала, работа в интернете 10.15-11.15- работа с методической литературой ( консультации для воспитателей, родителей 11.15- 12.00 оформление документации Учебно - методический комплекс музыкального зала -Теория и методика музыкального воспитания примерная образовательной программы дошкольного образования «Детство» (Т.И. Бабаева, А.Г. Гогобеоидзе, О.В.Солнцева). ООО «издательство Детство-Пресс» 2014. - Детство с музыкой современные педагогические технологии воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста библиотека программы «Детство» Гогоберидзе А.Г. ООО «издательство Детство-Пресс» 2009. - Музыкальное развитие дошкольников на основе примерной образовательной программы «Детство» (содержание, планирование, конспекты, сценарии, методические советы) И. Яцевич «ООО Детство-пресс» С-Пб., 2018. Методическое обеспечение программы «Ладушки» - И.Каплунова, И.Новоскольцева «Праздник каждый день». Конспекты музыкальных занятий с CD-приложением (младшая группа). СПб.,И: «Композитор», 2009. - И.Каплунова, И.Новоскольцева «Праздник каждый день». Конспекты музыкальных занятий с CD-приложением (средняя группа). СПб.,И: «Композитор», 2008. - И.Каплунова, И.Новоскольцева «Праздник каждый день». Конспекты музыкальных занятий с CD-приложением (старшая группа). СПб.,И: «Композитор», 2008. - И.Каплунова, И.Новоскольцева «Праздник каждый день». Конспекты музыкальных занятий с CD-приложением (подготовительная группа). СПб.,И: «Композитор», 2009. - И.Каплунова, И.Новоскольцева «Праздник каждый день». Дополнительный материал к конспектам музыкальных занятий с CD-приложением (подготовительная группа). СПб.,И: «Композитор», 2009. - «Карнавал сказок» №1 И.Каплуновой, И.Новоскольцевой с CD-приложением (подготовительная группа). СПб.,И: «Композитор», 2010 - «Карнавал сказок», №2 И.Каплуновой, И.Новоскольцевой с CD-приложением 2010 - «То-топ-сапожок» И.Каплуновой, И.Новоскольцевой с CD-приложением - «Игра на музыкальных инстументах» И.Каплуновой, И.Новоскольцевой) с CDприложением - «Коммуникативные танцы - игры для детей: Буренина А.И Учебное пособие. – СПб.: И.: «Музыкальная палитра», 2004. с CD-приложением - Топ-топ-топотушки музыкально-художественное развитие детей дошкольного возраста материал для музыкальных руководителей ООО «издательство ДетствоПресс» 2015. с CD-приложением - Секреты музыкального воспитания дошкольников Е.А.Горинова М., ВАКО 2015. -Песни для детей настольная книга музыкального руководителя А. Куряшов Ростов-на-Дону Феникс 2010. - Звучащие игрушки А. Бородулина С-П 2003. - Музыка для малышей Т.М.Куприянова Ярославль Академия развития 2011. - Детство милое, детство родное песни для детей М.Кальяшкин Ростов-на-Дону Феникс 2013. - Пойте с нами песни учебное пособие Н.Никольская, Изд. «Композитор С-П 2004 - Весенние праздники в детском саду сценарии Е. А. Антипина вып.2 ТЦ «Сфера» М., 2010 - Праздники и досуги в детском саду сценарии Е.А. Никитина вып.1 ТЦ «Сфера» М., 2019 - Новогодние праздники в детском саду сценарии вып.2. З.Я. Роот ТЦ «Сфера» М., 2010 - Праздники в детском саду Г.А. Лапшина издательство Учитель М., 2009 - Споем мы дружно песню Э. В. Соболева М., Просвещение 1979 - Занимаемся празднуем играем Сценарии с родителями Т.И. Кандала М., Просвещение 2011 -Музыкально воспитание детей раннего возраста Т.С. Бабаджан М., «Просвещение» 1967 - Утренняя гимнастика под музыку Е.П. Иова М., Просвещение 1984 -Музыкально-двигательные упражнения в детском саду Е.П. Раевская М., «Просвещение» 1991 - Развитие музыкально-художественного творчества старших дошкольников О.А. Скопинцева Волгоград издательство Учитель 2011 - Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду О.Н. Арсеневская Волгоград издательство Учитель 2009 -Музыкальные занятия в детском саду Н.А. Ветлугина М., Просвещение 1984 - Забавы для малышей М.Ю Картушина Т.Ц. Сфера М., 2010 - Топ-хлоп малыши Т. Сауко С-Пб., 2001 с CD-приложением - Музыкальные минутки для малышей А.Буренина С-Пб., 2006 - Учите петь детей 3-4 лет С.И. Мерзлякова Т.Ц. Сфера М., 2014 Учите петь детей 6-7 лет С.И. Мерзлякова Т.Ц. Сфера М., 2014 - Музыка и движение. Упражнения, игры и пляски для детей 3-4 лет Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н -М. 1981г. - Музыка и движение. Упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. лет.-М. 1983г. -. Музыка и движение. Упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н..-М. 1981г. - «Музыкально-дидактические игры для дошкольников: Из опыта работы музыкального руководителя» - Кононова Н.Г. – М.: Просвещение, 1982. -Здравствуй сказка! Здравствуй песня! Музыкальные спектакли для малышей. Горбина Е.В., Михайлова М.А - Ярославль: Академия развития, 2005. – 125 с. Серии: Детский сад день за днем. Музыкальная минутка. - «Музыкальные знакомства»Г. Ларина «Лига С-П., 1995 - «Песенка-чудесенка» музыкальный материал к праздникам в детском саду Е.Горбина Академия развития Ярославль 2007 - Песенник для малышей Кто это поет? В. Бекетова Музыка М., 1999 - Инсценирование песен на занятиях с детьми4-7 лет А.Зимина Торговый дом КноРус М., 1998 - Пойте с нами песни дл детей младшего и среднего возраста Н Никольская Композитор С-П.,2004 - «Танцуйте крошки» Е Ремизовская сборник песен и танцев для дошкольников Ростов на Дону Феникс 2012 -«Любимые песни малышей» Н кокина М., Музыка 1999 -«Музыка и песни для занятий с детьми 4-7 лет Е.Пряхина Волгоград Учитель2009 - «Смузыкой растем играем и поем» сборник песен и игр для детей дошкольного возраста Ростов на Дону Феникс 2010 -Осенние картинки песни хороводы игры и пляски для детей Г.Вихарева Музыкальная палитра С-П., 2009 -«Все праздники в детвком саду» сценарии праздников с нотным приложением М.Еремеева Владос М., 2015 - «Я живу в России» И.Каплунова Композитор С-П., 2009 - «Музыка в детском саду»,, Н. Ветлугина средняя группа Музыка М., 1997 - «Музыка в детском саду» Н. Ветлугина выпуск 3Музыка М.,1983 Журнал «Музыкальная палитра» 2011г № 1-9; 2012г.№ 1-9; 2013г.1-4; ООО «Издательство Детство-Пресс» - Осенняя палитра Дайджест, «Издательство Детство-Пресс» 2010. с CDприложением - Палитра музыкальных развлечений Дайджест, «Издательство Детство-Пресс» 2010. с CD-приложением - Танцевальная палитра Дайджест, «Издательство Детство-Пресс» 2010. с CDприложением - Палитра экологических развлечений Дайджест, «Издательство Детство-Пресс» 2010. с CD-приложением - Весенняя палитра Дайджест, «Издательство Детство-Пресс» 2010. с CDприложением - Новогодняя палитра Дайджест, «Издательство Детство-Пресс» 2010. с CDприложением Журнал «Музыкальный руководитель» 2004 г .№ 1-8; 2005 .№ 1-6; 2006 .№ 1-6; 2007 .№ 1-8; Пособия -«Музыкальные инструменты» -«Сказка в музыке» -«Эмоции» - М.Ю. Картушина комплект наглядных пособий «Вокально-хоровая работа в детском саду» Издательство «Скрипторий» М., 2010 - С.В. Богомолова дидактические карты «В мире музыки» на музыкальных занятиях с детьми 2-4 лет Издательство «Учитель Волгоград 2012. - С.В. Богомолова дидактические карты «В мире музыки» на музыкальных занятиях с детьми 4-6 лет Издательство «Учитель Волгоград 2012. - С.В. Богомолова дидактические карты «В мире музыки» на музыкальных занятиях с детьми 5-6 лет Издательство «Учитель Волгоград 2012. Наглядные пособия, книги - Портреты композиторов - Иллюстрации к разделу «Восприятие музыки» - Иллюстрации музыкальных инструментов, симфонического оркестра - Иллюстрации по жанрам музыки (песня, танец, марш) - Иллюстрации по видам музыкального искусства (опера, балет) Музыкально-дидактические игры -на развитие звуковысотного слуха: «Птица и птенчики», «Кошка и котята», «Лесенка», «Три медведя»; «Угадай, кто поет?», «Кого встретил колобок?», на развитие ритмического слуха, чувства темпа: «Кто как идет», «Ритмические карточки» -на определение характера музыки (настроения), жанров: «Солнышко и дождик», «Вот так зайцы!», «Что звучит: песня, танец, марш?», «Три танца: полька, вальс, пляска» -на развитие динамического слуха: «Громко-тихо запоем»; -на развитие тембрового слуха: «Отгадай, на чём играю»; «Музыкальное лото» на закрепление музыкальных инструментов, состава оркестров: «Музыкальное лото», «Кто больше знает?», «Составь оркестр», «Какой инструмент лишний?» Картотеки: - Пальчиковые игры - Дыхательная гимнастика - Творческие игры на музыкальных занятиях - Сказки-шумелки - Артикуляционная гимнастика CD диски: - Е. Железнова -Музыкально-ритмические двмжения -С. Коваленко «КУ-КО-ША» «Сборник танцевально-игровых композиций» вып. № 1,3,5,6,8,8,10 - Праздник каждый день - Поем, пляшем танцуем - Топ хлоп малыши - Осенняя палитра -Весенняя палитра - Новогодняя палитра - Палитра развлечений - Экологическая палитра -Осенние картинки -Карнавал сказок - Оркестр музыкальных инструментов - Слушаем музыку в детском саду Оборудование музыкального зала Фортепиано - 1 шт. Магнитола -1 шт. Стульчики детские «Хохлома» - 20 шт. Стол письменный – 1шт. Стул большой черный – 1шт. Палас – 2 шт. Мольберт – 1шт. Шкаф1шт. Лавка гимнастическая –2 шт. Огнетушитель – 1шт. Светильники 8точек-8шт. Музыкальные инструменты Барабан маленький – 2шт. Бубны – 5 шт. Кастаньеты – 4 шт. Ксилофон детский 15 пластин – 2шт. Маракасы средние (деревянные)– 4шт. Металлофон диатонический -2шт. Молоточки (пластик) – 4шт. Румба – 7шт. Рубель – 3шт. Ложки деревянные – 20шт. Погремушки пластик-33шт. Тарелки – 2шт. Трещетка – 10шт. Треугольник средний – 18шт Треугольник большой - 1шт. Дудочка дерево – 2шт. Атрибуты к музыкально-ритмическим упражнениям Осенние листья средние –25 шт. Платочки – 40 шт. Султанчики новогодние - 18 шт. Султанчики-салютики -18 Цветы весенние – 16 шт. Балалайки плоскостные (4шт.) Снежки - 20 Атрибуты для игр Игра «Найди свой домик» (маски животных) Игра «Наряди маму» (2юбки, 2 косынки, 2фартука) Корзинки – 2 шт. Шишки Овощи-фрукты - 2 набора Портфели для игры «Соберись в школу» - 2шт. Цветы плоскостные – 40шт. Флажки 20 шт. Атрибуты к театру Домик – 1шт. Ширма большая – 1шт. Ведро-2шт. Коромысло – 1шт. Сундучок Мешок Деда Мороза- 2шт. Посох Деда Мороза Золотой ключик Костюмы взрослые Осень Весна Зима Василиса Премудрая Заяц Баба Яга Колобок Лиса Старик-лесовик (рубаха и штаны из холщовой ткани, шляпа) Снеговик Дед Мороз (шуба, шапка, варежки, борода, парик) Снегурочка (платье из серебристой парчи, шапочка, коса) Снегурочка (платье, корона) Зима Снежная королева (платье, жилет, шляпа) Клоуны – 2 шт Кощей (плащ двусторонний, шапочка, ногти) Волшебник/Звездочет (плащ двусторонний, колпак серебристый, борода) Домовой (рубаха, штаны, парик) Буратино (рубашка, штаны, нос, колпак, башмачки) Фея Медведь Шапокляк (2 черных платья с белым воротничком, крыска-Лариска вязаная) Карлсон Хозяйка медной горы Элементы костюмов Зеркало Украшения (бусы, браслеты и др.) Веер Очки карнавальные– 5шт. Кокошники – 2шт. Венок и шляпа Осени Венок Весны Шляпы фетровые – 2шт. Бороды Парики Шляпа соломенная Шляпа пирата Бандана пирата Тельняшка – 10шт. Рубашки мужские – 2шт. Сарафан русский Штаны-шаровары – 1шт. Пропеллер Носы 2 шт. Лапти Сапожки красные на шпильке Чепец белый (капрон) Костюмы детские Животные, птицы, насекомые: Зайцы Волк Медведь Ежик Петушок Лягушка Мышка Лиса Белка Сорока Шапочки животных Народные костюмы: Косоворотки белые Сарафаны Русские цветные сарафаны Платки к цветным сарафанам Белые юбки Сказочные герои: Буратино Березка Солнышко Незнайка Домовенок Кузя Красная Шапочка Доктор Айболит Петрушки Элементы костюмов: Шляпы грибов – 8шт. Пилотки – 10шт. Мухоморы – 4шт. Моряки (воротники, повязки-ленты с якорями) – 8шт. Шорты с лямками и хвостиками для 3-х поросят Шапочки-маски Юбочки для танца - 5шт Разноцветные накидки Гномы (воротники, колпаки) Перспектива развития музыкального зала 2019-2020 -учебно-дидактическое обеспечение - Сделать картотеку музыкально-дидактических игр по возрастам. -учебно-методическое обеспечение - Разработать НОД с использованием здоровьесберегающих технологий по методике Е. Железновой - Разработать игровые вокально – ритмические упражнения на развитие опорнодвигательного аппарата в музыкальной деятельности для детей младшего и среднего дошкольного возраста ( методическая разработка) - Обновлять свой сайт. 2020-20201 -учебно-дидактическое обеспечение -Пополнить количество музыкально-дидактических игр. -учебно-методическое обеспечение - Приобрести музыкальный центр - Приобрести методическую литературу по музыкальному воспитанию по программе «Детство». - Разработать новое тематическое планирование - Обновлять свой сайт.