Паспорт спортивного зала

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 14 «Ласточка»

ПАСПОРТ
СПОРТИВНОГО ЗАЛА

1

СОДЕРЖАНИЕ

 С ДЕТЬМИ РАБОТАЮТ……………………………..3
 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ……………………………….…4
 ОПИСАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СПОРТИВНОГО
ЗАЛА…………………………………………………......8
 ЦИКЛОГРАММА РАБОТЫ ИНСТРУКТОРА ПО
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ………………………...11
 ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ…………....12
 МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА…………………14

2

С ДЕТЬМИ РАБОТАЮТ
ИНСТРУКТОР ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ:
БЕЗУГЛАЯ ИРИНА СЕРГЕЕВНА
ОБРАЗОВАНИЕ: ВЫСШЕЕ
КАТЕГОРИЯ: БЕЗ КАТЕГОРИИ
СТАЖ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: 8 ЛЕТ
В ДОЛЖНОСТИ: 3 МЕСЯЦА

3

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Спортивный зал располагается в здании ДОУ на первом этаже, предназначен
для НОД по физической культуре с необходимым для этого оборудованием.
ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ОСНОВНЫМ ВИДАМ ДВИЖЕНИЙ В
СПОРТИВНОМ ЗАЛЕ
Инструкция разработана на основе СанПиН 2.4.1.2660-10, и ИОТ-002-19,
которая устанавливает основные требования по технике безопасности при
проведении занятий в спортивном зале и является обязательной для
использования всеми сотрудниками ДОУ.
1. Общие требования безопасности.
1.1. К НОД физическими упражнениями допускаются дети прошедшие
медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию
здоровья.
1.2. Воспитанники должны соблюдать правила использования
физкультурного оборудования, установленные режимы НОД и отдыха.
1.4. При проведении НОД физическими упражнениями возможно
воздействие на воспитанников, следующих опасных факторов:
- травма при использовании неисправного, непрочно установленного и не
закрепленного спортивного оборудования и инвентаря;
- травмы при нарушении правил использования спортивного оборудования и
инвентаря;
- нарушение остроты зрения при недостаточном освещении физкультурного
зала;
- травмы при падении детей во время проведения подвижных игр и
упражнений;
- получение повреждений и заболеваний в случае перетаскивания
воспитанниками тяжелого спортивного оборудования;
- поражение электрическим током при использовании неисправных
электрических звуковоспроизводящих музыкальных аппаратов.
- травмы при неправильном определении оптимального объема физической
нагрузки, а также при нарушениях установленных режимов НОД и отдыха.
Для реализации индивидуально-дифференцированного подхода следует
распределить детей на две подгруппы, учитывая три основных критерия:
состояние здоровья, уровень физической подготовленности, уровень
двигательной активности. Первую подгруппу составляют практически
здоровые дети, имеющие средний и высокий уровень двигательной
активности и хорошую физическую подготовленность. Во вторую подгруппу
включают детей второй и третьей групп здоровья и с низким уровнем
двигательной активности и слабой физической подготовленности.
4

1.5. НОД в спортивном зале необходимо проводить в спортивной одежде и
спортивной обуви с нескользкой подошвой.
1.6. Во время НОД воспитанники должны соблюдать правила ношения
спортивной одежды и спортивной обуви, правила личной гигиены.
1.7. В спортивном зале должен быть вывешен комнатный термометр для
контроля температурного режима.
1.8. Спортивный зал должен быть оснащен аптечкой, укомплектованной
необходимыми медикаментами и перевязочными средствами для оказания
первой помощи при травмах.
1.9. Инструктор по физической культуре, воспитатель и воспитанники
должны соблюдать правила пожарной безопасности, знать места
расположения первичных средств пожаротушения. Спортивный зал должен
быть оснащен огнетушителем, автоматической системой пожаротушения и
приточно-вытяжной вентиляцией.
1.10. Спортивное оборудование должно быть обеспечено инструкцией по
безопасности проведения НОД.
1.11. О каждом несчастном случае с воспитанниками воспитатель или
инструктор по физической культуре или очевидец несчастного случая обязан
немедленно сообщить администрации и принять меры по оказанию первой
помощи пострадавшему.
1.12. Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по
охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности в
соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и при
необходимости, подвергаются внеочередной проверке знаний норм и правил
охраны труда.
2. Требования безопасности перед началом НОД по физической
культуре.
2.1. Включить полностью освещение и убедиться в исправной работе
светильников. Наименьшая освещенность должна быть: не менее 200 лк (13
вт/кв.м.) при люминесцентных лампах не менее 100 лк (32 вт/кв.м.) при
лампах накаливания.
2.2. Тщательно проверить санитарное состояние спортивного зала.
2.3. Перед НОД проветрить спортивный зал, открыв окна или фрамуги и
двери. Окна в открытом положении фиксировать крючками, а фрамуги
должны иметь ограничители. Проветривание закончить за 30 мин. до
прихода детей.
2.4. Проверить исправность и надежность установки спортивного
оборудования и инвентаря.
2.5. При использовании на НОД электрических звуковоспроизводящих
музыкальных аппаратов убедитесь в их исправности и целостности
подводящих кабелей и электро вилок.
2.6. Во избежание падения детей убедится в том, что ковры и дорожки
надежно прикреплены к полу.
5

2.7. Спортивный инвентарь должен размещаться так, чтобы избежать его
падений на воспитанников.
2.8. Протереть насухо спортивный инвентарь необходимый для НОД.
2.9. Провести целевой инструктаж воспитанников по безопасным приемам
проведения НОД физическими упражнениями в физкультурном зале.
2.10. Надеть спортивную одежду и спортивную обувь с нескользкой
подошвой.
3. Требования безопасности во время НОД по физической культуре.
3.1. Все НОД по обучению детей основным видам движений должны
составляться согласно педагогическим принципам и по своему содержанию
должны соответствовать возрастным особенностям занимающихся, их
физической подготовленности, уровню здоровья.
3.2. Структура НОД должна соответствовать современным требованиям
построения и проведения учебно – оздоровительной НОД по физической
культуре для детей дошкольного возраста. За основу построения НОД
принято деление её на три части: подготовительную, основную,
заключительную. Наличие этих частей и расположение их только в этой
последовательности обеспечивается биологическими закономерностями
функционирования организма, определяющими его работоспособность и
логикой развертывания учебно-воспитательного процесса в двигательной
деятельности.
3.3. Не выполнять упражнения на неисправном оборудовании и с
поломанным инвентарем.
3.4. Соблюдать дисциплину и порядок, следить за тем, чтобы дети выполняли
все указания инструктора по физической культуре или воспитателя.
3.5. Начинать выполнение упражнений и заканчивать их только по команде
воспитателя или инструктора по физической культуре.
3.6. Не разрешать детям самовольно покидать место проведения НОД.
3.7. Не оставлять детей одних в спортивном зале.
3.8. Во время НОД выбирать место так, чтобы все дети были видны.
3.9. При ходьбе и беге в колонне по одному соблюдать дистанцию в два
шага.
3.10. Убрать с дороги все предметы мешающие идти, бежать.
3.11. При выполнении упражнений потоком соблюдать достаточный
интервал между детьми, чтобы не было столкновений.
3.12. При групповом старте на короткие дистанции бежать только по своей
дорожке.
3.13. Во избежание столкновений у детей младшей, средней группы
исключить при беге резко «стопорящую» остановку.
3.14. При выполнении прыжков и соскоков со спортивных снарядов
приземляться мягко, пружинисто приседая. В местах соскоков со снарядов
положить гимнастические маты так, чтобы их поверхность была ровной.
3.15. Прыгать только в спортивной обуви.
6

3.16. Страховать ребенка вместе приземления.
3.17. Веревку для прыжков в высоту не привязывать к стойкам, а класть на
штырьки в стойках.
3.18. При прыжках в длину с места, с продвижением вперед на одной, двух
ногах давать указание прыгать «мягко», «тихо» на носках.
3.19. Не разрешать детям спрыгивать с большой высоты.
3.20. При выполнении упражнений по метанию посмотреть, нет ли детей в
секторе метания.
3.21. Упражнения по метанию выполнять только по сигналу воспитателя или
инструктора по физической культуре.
3.22. Не оставлять без присмотра спортивный инвентарь.
3.23. Не стоять справа от метающего, не находиться в зоне броска, не ходить
за снарядами для метания без разрешения инструктора по физической
культуре или воспитателя.
3.24. Не подавать снаряд для метания друг другу броском.
3.25. При выполнении упражнений в равновесии, на гимнастической
скамейке, напомнить детям правила поведения на спортивном снаряде (не
толкаться, не подгонять друг друга, не обгонять, если теряешь равновесие, не
держись за товарища, а сойди со снаряда).
3.26. В место спрыгивания ребенка постелить мат. Страховать ребенка при
необходимости, продвигаясь вдоль скамейки.
3.27. Чтобы не получить челюстно – лицевую травму, при ползании по
гимнастической скамейке следить за постановкой рук (обхватить ее с боку
так, чтобы большой палец был сверху, а остальные пальцы под скамейкой).
Правильно принимать и.п. (сначала поставить руки на скамейку, затем ноги)
и сходить со снаряда после выполнения упражнений (сначала поставить ноги
на пол, затем выпрямиться).
3.28. При лазании по шведской стенке обязательно страховать детей от
падения, не разрешать им самостоятельно подниматься на высоту.
3.29. При лазании не провисать, не висеть на одной руке, лазать не пропуская
реек, не спрыгивать с высоты, руки отпускать тогда, когда обе ноги будут
стоять на полу.
3.30. Вдоль шведской стенки расстелить маты, встать справа от ребенка,
оказывая помощь при необходимости, следить за правильным хватом рук,
постановкой стопы на рейку.
3.31. Обучить детей старшего дошкольного возраста страховке.
3.32. При лазании по веревочной лестнице см. выше п. 3.28, 3.29, 3.30.
3.33. Если у ребенка запутались ноги в веревочной лестнице, у него устали
руки, он должен немедленно сказать об этом инструктору по физической
культуре или воспитателю.
3.34. При работе с гимнастическими палками соблюдать дистанцию при
выполнении упражнений, палками не драться, не махать, держать их в двух
руках внизу или на плече как «ружье» (палку поставить на ладонь правой
7

руки опущенной вниз, левой рукой прижать к правому плечу) при
объяснении задания или перестроения.
4. Требования безопасности в аварийных ситуациях в ходе НОД по
физической культуре.
4.1. При возникновении неисправности в работе спортивного оборудования
или его поломке, прекратить НОД. Упражнение продолжать только после
устранения неисправности.
4.2. При получении воспитанником травмы немедленно сообщить об этом
руководителю учреждения, оказать первую помощь пострадавшему. При
необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение.
4.3. При плохом самочувствии прекратить НОД и сообщить об этом
воспитателю группы.
4.4. При возникновении пожара немедленно эвакуировать воспитанников из
спортивного зала, сообщить о пожаре в ближайшую пожарную часть и
приступить к тушению пожара с помощью первичных средств
пожаротушения.
5. Требования безопасности по окончании НОД по физической культуре.
5.1. Снять спортивную одежду, обувь и тщательно вымыть лицо и руки с
мылом.
5.2. Привести в исходное положение все физкультурное оборудование,
проверить его исправность.
5.3. Проветрить спортивный зал и по возможности провести влажную
уборку.
5.4. Проверить противопожарное состояние спортивного зала: выключить
свет и электрические звуковоспроизводящие аппараты.
ОПИСАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СПОРТИВНОГО ЗАЛА
Для успешной деятельности инструктора по физической культуре в
образовании важно обеспечить его оборудованием и организовать рабочее
пространство. Эффективность функционирования спортивного зала детского
сада базируется на соответствующем современным требованиям
методическом и организационном обеспечении, а также подкрепляется
необходимым техническим оснащением и оборудованием.
Спортивный зал располагаются на первом этаже детского сада. Цвет стен,
пола, подобран по принципу использования спокойных и нейтральных тонов,
не вызывающих дополнительного возбуждения и раздражения.
Оборудование установлено в контексте общей композиции. Освещение в
зале соответствует нормам СанПиН .
С учетом задач работы инструктора помещение территориально включает
несколько зон, которые имеют специфическое назначение и
соответствующее оснащение.
8

ЗОНЫ НОД ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Двигательно – игровая зона
Укреплять здоровье детей.
Развивать двигательные навыки и физические качества.
Расширять двигательный опыт.
Создавать положительный эмоциональный настрой.
Зона спортивного оборудования:
- традиционного,
- нестандартного.
Разнообразие организации двигательной деятельности детей.
Формировать умение использовать спортивное оборудование на занятиях и в
свободной деятельности.
Создавать вариативные, усложненные условия для выполнения двигательных
заданий.
Оптимизация режима двигательной активности.
Повышать интерес к физическим упражнениям.
Расширять круг представлений о разнообразных видах спортивного
оборудования, его назначении.
Зона метания
Ознакомление с различными способами метания.
Развивать глазомер.
Закреплять технику метания.
Укреплять мышцы рук и плечевого пояса.
Зона прыжков
Создание условий для обучения прыжкам разного вида в соответствии с
возрастом и Программой.
Обучать технике прыжков.
Развивать силу ног, прыгучесть.
Использовать специальное оборудование.
Коррекционно - профилактическая зона
Укрепление здоровья детей, осуществление профилактики от плоскостопия.
Содействовать профилактике и развитию опорно-двигательного аппарата с
помощью использования нестандартного оборудования.
Овладеть навыками самооздоровления.

9

Образовательная область «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» направлена на:
• развитие физических качеств (сила, скорость, гибкость, выносливость,
координация);
• накопление обогащение двигательного опыта (овладения основными
видами движения);
• формирование потребности в двигательной активности.
Виды деятельности:
• утренняя гимнастика;
• НОД по физической культуре;
• физкультурные досуги, праздники, развлечения;
• консультативная работа;
• индивидуальная работа с детьми.

10

ЦИКЛОГРАММА РАБОТЫ
ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Понедельник
8.00 – 8.10 – проветривание зала.
8.10 – 8.40 – утренняя гимнастика в младшей и подготовительной группе
(проводят воспитатели).
8.40- 9.00 - проветривание зала и подготовка оборудования к НОД по
физической культуре.
9.00 – 9.10 – НОД младшей группе
9.30 – 9.50 – НОД в средней группе на свежем воздухе
10.20 – 10.50 – НОД в подготовительной группе на свежем воздухе
Вторник, четверг
8.00 – 8.10 – проветривание зала.
8.10 – 8.40 – утренняя гимнастика в младшей и подготовительной группе
(проводят воспитатели).
8.40- 9.00 - проветривание зала и подготовка оборудования к НОД по
физической культуре.
9.00 – 9.10 – НОД младшей группе
Между НОД - проветривание зала.
9.30 – 9.50 – НОД в средней группе
Между НОД - проветривание зала.
10.20 – 10.50 – НОД в подготовительной группе
11.00 – 11.20 уборка рабочего места, проветривание зала
11.20 - 12.00. - планирование работы: подготовка к НОД, изучение
методической литературы

11

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Общая площадь (кв. м) 38,6 кв. м.
Освещение естественное 3 окна
Освещение: люминесцентная лампа – 10 шт.
Уровень освещенности норма.
Наличие системы пожарной безопасности имеется.
Наличие аварийного освещения имеется.
Наличие системы отопления имеется.
Возможность проветривания помещения имеется.
Поверхность пола (удобная для обработки) имеется.
Облучатель бактерицидный «Рециркулятор» -1 шт.
Термометр-1 шт.
Тип оборудования

наименование

Для основных
видов движения

Доска гладкая с зацепами
Доска с ребристой
поверхностью
Дорожка «Змейка» (канат)
Коврик массажный
Модуль мягкий ( комплект
из 6-7 сегментов)
Скамейка гимнастическая
Коврики гимнастические
Металлические уровневые
стойки для прыжков в
высоту и подлезания
Бревно гимнастическое
напольное
Батут детский
Палка гимнастическая
деревянная
Палка гимнастическая
пластмассовая
Мат
Массажная деревянная
дорожка
Массажные цветные
дорожки
Скакалка короткая

Для прыжков

Для катания
бросания ловли

размеры

Кегли (набор)
Кольцеброс (набор)

Дл. 250см, шир. 20см.
выс. 3см
Дл. 150см, шир. 20см.
выс. 3см
Дл. 200см, диаметр 6см
75*75
Дл. 200-300 см, шир. 24
см. выс. 25, 30 см
Высота

Колво
2
2
2
9
3
3
18
2

1
Диаметр 100-120 см

2
20
20

Дл. 180см
210*30

1

150*30

2

Дл. 120-150

24
2
2

12

Для ползанья и
лазанья

Мешочек с грузом малый
Мишень навесная
Мяч утяжеленный
набивной
Мяч для массажа
Мяч для мини баскетбола
Щит баскетбольный с
кольцом
Дуга большая
Дуга малая
Канат с узлами
Веревка
Лабиринт тоннель с
домиком
Стремянка напольная
Лестница напольная
деревянная
Настенная лесенка
(шведская стенка)
Конусы

Масса 1 кг
Диаметр 6-7 см, 10см

Выс. 50 см, шир. 50 см
Выс. 30-40 см, шир. 50 см
Дл. 230 см, диаметр 2,6
см, расст между узлами
38 см
270-300 см

Выс. 270 см, шир пролета
75, 80, 90 см

Тренажеры простейшего
Для
общеразвивающих типа: гантели
Кольцо плоское
упражнений
Лента короткая
Мяч массажер
Мяч утяжеленный
(набивной)
Мяч гимнастический
Обруч малый
Палка гимнастическая
короткая
Флажки цветные
Платочки цветные
Султанчики
Кубики
Косички
Тренажеры

Масса 150-200г

Бассейн сухой
Мяч гимнастический
Гребля
Конструктор
пластмассовый

1
1
1
2
2
2
1
3

Диаметр 20 см, 12 см

7

Масса 250г

15пар

Диаметр 18 см, 25 см
Дл. 50-60 см

21
28
20
10

Масса 1 кг.
Диаметр 54-60 см
Дл 75-80 см
25*25
Дл 50 см

Диаметр 2м
Диаметр 45, 55

13

10
1
10
20
20
1

19
36
38
38
32
40
20

1
4
1
1
набор

НАГЛЯДНО – ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ
1.Рассказы по картинкам. Летние виды спорта. 3 – 7 лет. Издательство
«Мозаика – Синтез».
2.Рассказы по картинкам. Зимние виды спорта. 3 – 7 лет. Издательство
«Мозаика – Синтез».
3. Мир в картинках. Спортивный инвентарь. 3 – 7 лет. Издательство
«Мозаика – Синтез».
4. Расскажите детям о зимних видах спорта. 3 – 7 лет. Издательство
«Мозаика – Синтез».
5. Расскажите детям об Олимпийских играх. 3 – 7 лет. Издательство
«Мозаика – Синтез».
6. Спорт в волшебных картинках.
7. Развивающая игра «Олимпийское лото».
8. Развивающая игра «Аскорбинка и её друзья».
9.Обучающая игра – лото «Валеология или здоровый малыш».
10. Изображение человека с названиями частей тела.
11.Плакат «Виды спорта».
12.Разрезные картинки «Овощи», «Фрукты», «Продукты питания».
- Пианино;
- Магнитофон.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.Николаева Е. И. «Здоровьесбережение и здоровьеформирование в
условиях детского сада» - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО –
ПРЕСС», 2015. – 240 с.
2.Харченко Т. Е. «Спортивные праздники в детском саду» - 2-е изд. – М.:
ТЦ Сфера, 2017. 128 с. (Будь здоров, дошкольник!).
3. Глазырина Л. Д. Методика физического воспитания детей дошкольного
возраста: Пособие для педагогов дошк. учреждений. – М.: Гуманит изд.
центр ВЛАДОС, 1999. – 176 с.
4. Физическое развитие. Планирование работы по освоению
образовательной области детьми 2 – 4 лет по программе «Детство» / авт. –
сост. И. М. Сучкова, Е. А. Мартынова. – Волгоград: Учитель, 2015. – 199 с.
5. Физическое развитие. Планирование работы по освоению
образовательной области детьми 4 – 7 лет по программе «Детство» / авт. –
сост. Е. А. Мартынова, Н. А. Давыдова, Н. Р. Кислюк. – Волгоград: Учитель,
2016. – 246 с.
14

6. Харченко Т. Е. Утренняя гимнастика в детском саду: для занятий с детьми
2 – 3 лет. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016. - 104 с.
7. Харченко Т. Е. Утренняя гимнастика в детском саду: для занятий с детьми
3 – 5 лет. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016. - 128 с.
8. Харченко Т. Е. Утренняя гимнастика в детском саду: для занятий с
детьми 5 – 7 лет. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016. - 160 с.
9. Картушина М. Ю. «Зелёный огонёк здоровья». Старшая группа:
Методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС,
2005. – 256 с.
10. Борисова Е. Н. Система организации физкультурно – оздоровительной
работы с дошкольниками. – Волгоград: Панорама; Москва: Глобус, 2007. –
112 с.
11. Еромыгина М. В. Картотека упражнений для самомассажа пальцев и
кистей рук. Зрительная гимнастика. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО
«ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017. – 64 с.
12. Нищева Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток,
пальчиковой гимнастики. Изд. 2 – е, дополненное. – СПб.: ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2016. – 80с.
13. Юматова Д. Б. Культура здоровья дошкольника. Цикл игр –
путешествий. - Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017.
– 192 с.
14. Фирилёва Ж. Е. «СА – ФИ – ДАНСЕ». Танцевально – игровая
гимнастика для детей. Учебно – методическое пособие для педагогов
дошкольных и школьных учреждений. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2016.
– 132 с.
15. Грядкина Т. С. Образовательная область «Физическое развитие». Как
работать по программе «Детство»: Учебно – методическое пособие \ Т. С.
Грядкина. Н. ред.: А. Г. Гогоберидзе. – СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО
«ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2016. – 144с. (Методический комплект программы
«Детство»).
16. Адашкявичене Э. Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду:
Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1992. – 159 с.
17. Система физического воспитания в ДОУ: планирование, информационно
– методические материалы, разработки занятий и упражнений, спортивные
игры / авт. – сост. О. М. Литвинова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 138 с.
18. Вавилова Е. Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать: Пособие для
воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1983. – 144с.
19. Рунова М. А. Двигательная активность ребёнка в детском саду: Пособие
для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов
педвузов и колледжей. – М.: Мозаика – Синтез, 2002. – 256 с.
20. Харченко Т. Е. Бодрящая гимнастика для дошкольников. – СПб.: ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012. – 96 с.

15

21. Анисимова М. С. Двигательная деятельность детей 5 – 7 лет. – СПб.:
ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017. – 256 с. –
(Методический комплект программы «Детство»).
22. Анисимова М. С. Двигательная деятельность детей 3 – 5 лет. – СПб.:
ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017. – 160 с. –
(Методический комплект программы «Детство»).
23. Соколова Л. А. Комплексы сюжетных утренних гимнастик для
дошкольников. – CПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС»,
2012. – 80 С.
24. Вавилова Е. Н. Укрепляйте здоровье детей: Пособие для воспитателя
дет. Сада. – М.: Просвещение, 1986. – 128 с.
25. Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду. – 3 – е изд., перераб.
– М.: Просвещение, 1986. – 304 с.
26. Осокина Т. И. Игры и развлечения детей на воздухе/ Т. И. Осокина, Е. А.
Тимофеева, Л. С. Фурмина. – М.: Просвещение. 1981. – 192 с.
27. Наш «взрослый» детский сад: Кн. для воспитателя дет. сада: Из опыта
работы \ К. П. Извергина, Л. С. Преснякова, Т. В. Иншакова и др.; Сост. П. В.
Галахова и др. – М.: Просвещение, 1991. – 95 с.
28. Педагогическая азбука: В помощь организаторам детского досуга. – Н.
Новгород, 1997. – 100 с.
29. Сказочный театр физической культуры (Физкультурные занятия с
дошкольниками в музыкальном ритме сказок) \ Авт. – сост. Н. А. Фомина и
др. – Волгоград: Учитель, 2004 . – 96 с.
30. Каралашвили Е. А. Физкультурная минутка. Динамические упражнения
для детей 6 – 10 лет. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 64 с. (Серия вместе с детьми).
31. Ефименко Н. Н. Физкультурные сказки или как подарить детям радость
движения, познания, достижения. – Харьков: Веста: Издательство «Ранок»,
2004. – 64 с.
32. Гуменюк Е. И. Недели здоровья в детском саду: метод. Пособие. – СПб.:
ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2013. – 160 с.
33.Муллаева Н. Б. Конспекты – сценарии занятий по физической культуре
для дошкольников: Учебно – методическое пособие – СПб.: ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010. – 160 с.
34. Лысова В. Я. Спортивные праздники и развлечения для
дошкольников. Сценарии. Старший дошкольный возраст. Методические
рекомендации для работников дошкольных образовательных учреждений. –
М.: АРКТИ, 2000 – 72 с. (Развитие и воспитание дошкольника).
35. Лысова В. Я. Спортивные праздники и развлечения для
дошкольников. Сценарии. Младший и средний дошкольный возраст.
Методические рекомендации для работников дошкольных образовательных
учреждений. – М.: АРКТИ, 2000 – 52 с. (Развитие и воспитание
дошкольника).
36. Фисенко М. А. Физкультура. Подготовительная группа. Разработки
занятий. \ Сост. М. А. Фисенко. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с.
16

37. Фисенко М. А. Физкультура. Первая и вторая младшие группы.
Разработки занятий. \ Сост. М. А. Фисенко. – Волгоград: ИТД «Корифей». –
128 с.
38. Фисенко М. А. Физкультура. Средняя и старшая группы. Разработки
занятий. \ Сост. М. А. Фисенко. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 112 с.
39. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры для детей
дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.:
Айрис – пресс, 2003. 192 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
40. Якуб С. К. Вспомним забытые игры: Науч. – худож. лит. \ Худ. Л. И.
Ионова. – М.: Дет. лит., 1988. – 159 с.
42. Олимпийское образование дошкольников: Метод. Пособие \ О543
Под ред. С. О. Филипповой, Т. В. Волосниковой. – СПб.: ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2007. – 128 с.
41. Гуменюк Е. И. Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни.
Рабочая тетрадь - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС»,
2013. – 48 с.
42.Зайцев Г. К. Уроки Мойдодыра - СПб.: Изд – во «Акцент». 1996. – 32 с.
43. Кириллова Ю. А. Навстречу Олимпиаде. Физкультурные досуги для
детей старшего дошкольного возраста. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО
«ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2014. – 80 с.
44. Шорыгина Т. А. Спортивные сказки. Беседы с детьми о спорте и
здоровье. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 64 с. – (Сказки – подсказки)

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».