Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 14 «Ласточка» Паспорт группы по оказанию образовательных услуг по реализации основной образовательной программы дошкольного образования детей младшей группы раннего возраста СОДЕРЖАНИЕ: 1. С ДЕТЬМИ РАБОТАЮТ; 2. СОСТАВ ГРУППЫ; 3. РЕЖИМ ДНЯ; 4. РАСПИСАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; 5. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ДОУ; ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ 6. ВОЗРАСТНЫЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ; 7. ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГРУППОВОГО ПОМЕЩЕНИЯ; 8. ОСНАЩЕНИЕ ГРУППЫ; 9. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС 1. С ДЕТЬМИ РАБОТАЮТ ВОСПИТАТЕЛИ: 1. Дробова Ирина Владимировна образование: средне-профессиональное категория: первая стаж педагогической работы: 30 2. Галкина Светлана Сергеевна образование: высшее категория: соответствие занимаемой должности стаж педагогической работы: 4 года МЛАДШИЙ ВОСПИТАТЕЛЬ: Ушкова Татьяна Юрьевна образование: средне-профессиональное стаж работы: 19 лет 2. СОСТАВ ГРУППЫ 1 Белоусов Максим 2. Веселова Вероника 3.Кадкина Софья 4. Мишкин Михаил 5. Макарова Карина 6. Овчинникова Виктория 7. Спасов Савелий 8. Томилова Арина 9. Хабибуллин Александр 10. Шульц Мирослава 11. Яхёева Сангиной 3. РЕЖИМ ДНЯ Холодный период н/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Виды деятельности Утренний прием (осмотр, термометрия, беседы с родителями) игры, утренняя гимнастика Подготовка к завтраку, завтрак Активное бодрствование детей (игры, предметная деятельность и др.) Образовательная деятельность Занятие 1 в игровой форме по подгруппам Перерыв между занятиями (физкультурные минутки) Образовательная деятельность Занятие 2 в игровой форме по уппам Активное бодрствование детей (игры, предметная льность и др.) Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки Подготовка к обеду, обед время 7.30 – 8.15 8.15 – 8.30 8.30 - 9.10 9.10 – 9.20 9.20 – 9.30 9.30 – 9.40 9 40 – 10.15 10.15 – 11.20 11.20 – 12.00 Подготовка ко сну, сон 12.00 – 15.00 Постепенный подъем, пробуждающая гимнастика после сна, воздушные и гигиенические процедуры 15.00 – 15.15 Подготовка к полднику, полдник 15.15 – 15.30 Часть, формируемая участниками образовательных ений Игры, досуги, общение по интересам, выбор самостоятельной деятельности в центрах активности Театрализованная деятельность, досуговая деятельность, самостоятельные игры Подготовка к прогулке, прогулка Уход домой 15.30 – 15.40 15.40 – 16.25 16.25. – 17.00 17.00 – 18.00 До 18.00 Теплый период года (июнь-август) Виды деятельности н/п 1 время Утренний прием (осмотр, термометрия, беседы с родителями) игры, утренняя гимнастика 7.30 – 8.15 Подготовка к завтраку, завтрак 8.15 – 8.30 3 Активное бодрствование детей (игры, предметная деятельность и др.) 8.30 – 9.10 4 Образовательная деятельность Занятие 1 в игровой форме 9.10 – 9.20 5 Подготовка к прогулке, прогулка, образовательная деятельность Занятие 2 на прогулке, возвращение с прогулки 9.20– 11.30 6 Подготовка к обеду, обед 11.30 – 12.00 7 Подготовка ко сну , сон 12.00 – 15.00 8 Постепенный подъем, пробуждающая гимнастика после сна, воздушные и гигиенические процедуры 15.00 – 15.15 9 Подготовка к полднику, полдник 15.15 – 15.30 10 Часть, формируемая участниками образовательный отношений 15.30 – 15.40 11 Игры, досуги, общение по интересам, выбор самостоятельной деятельности в центрах активности 15.40 – 16.15 12 Театрализованная деятельность, досуговая деятельность, самостоятельные игры 16.15. – 17.00 13 Подготовка к прогулке, прогулка 14 Уход домой 2 17.00 – 18.00 До 18.00 4. РАСПИСАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Дни недели Понедельн ик Вторник Среда Четверг Образовательная деятельность 1. Художественно-эстетическое развитие (музыкальная деятельность) 2. Речевое развитие (развитие понимания речи, развитие активной речи) 3. ЧФУ по образовательной программе дошкольного образования «СамоЦвет» 1. Физическое развитие (основная гимнастика, подвижные игры) 2. Художественно-эстетическое развитие Изобразительная деятельность ( рисование, народно-декоративное творчество) 1. Художественно-эстетическое развитие (музыкальная деятельность) 2. Познавательное развитие (Сенсорные эталоны и познавательные действия, математические представления, окружающий мир, природа) 1. Физическое развитие (основная гимнастика, подвижные игры, формирование ЗОЖ) 2. Познавательное развитие (Сенсорные эталоны и познавательные действия, математические представления, окружающий мир, природа) Время 9.10-9.20 Деятельность вне занятий * ** 9.30-9.40 15.3015.40 9.10-9.20 * ** 9.30-9.40 9.10-9.20 * ** 9.30-9.40 9.10-9.20 9.30-9.40 * ** Пятница 1. Художественно-эстетическое развитие (музыкальная деятельность) 2. Художественно-эстетическое развитие изобразительная деятельность ( лепка, аппликация, конструктивная деятельность) 9.10-9.20 * ** 9.30-9.40 5. РЕАЛИЗАЦИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОУ Игровая и трудовая деятельность, осуществляется в ходе режимных моментов. Формат услуг: Реализация Основной Образовательной Программы ДОУ Основная образовательная программа МБДОУ Детский сад № 14 разработана на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» под редакцией Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева в соответствии Федеральным Государственным образовательным стандартом по следующим образовательным областям: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Цель: Главными целями дошкольного образовательного учреждения являются: -Охрана жизни и здоровья детей в соответствии с санитарноэпидемиологическими правилами и нормативами для ДОУ; - создание образовательного пространства, направленного на непрерывное накопление ребёнком культурного опыта деятельности и общения в процессе активного взаимодействия с окружающей средой, общения с другими детьми и взрослыми Задачи: - Повышение уровня педагогической компетенции педагогов посредствам внедрения ФГОС ДО: создание в детском саду среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям воспитанников дошкольной организации в соответствии ФГОС ДО с целью достижения более высокого качества образования. - Развитие детей раннего возраста на основе современных методов организации игровой и образовательной деятельности. - Укрепление физического здоровья детей, создание условий для систематического оздоровления детей посредством физкультурнооздоровительной работы в соответствии с требованиями ФГОС ДО. - Приобщение дошкольников к труду - основа воспитания в каждом ребенке уважения к людям труда. Групповое помещение предназначено для организации образовательной деятельности с воспитанниками по всем образовательным областям: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие». Виды детской деятельности, реализуемые в групповом помещении: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, изобразительная, музыкальная, двигательная, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал. Функциональное использование группового помещения: организация совместной образовательной деятельности взрослых и детей, организация совместной деятельности в режимные моменты, индивидуальная работа, самостоятельная детская деятельность. Принципы организации пространственной среды: развивающей предметно – 1. Соответствие требованиям ФГОС ДО и Основной образовательной программы ДОУ. 2. Соответствие требованиям СанПиН. 3. Соответствие возрастным индивидуальным особенностям и интересам детей. 4. Насыщенность, вариативность, доступность, безопасность среды. 5. Трансформируемость пространства. 6. Полифункциональность материала. 6. ВОЗРАСТНЫЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-3 года В два, три года или чуть раньше любимым выражением ребенка становится «Я сам». Ребенок хочет стать «как взрослый», но, понятно, быть им не может. Отделение себя от взрослого – характерная черта кризиса трех лет. Эмоциональное развитие ребенка этого возраста характеризуется проявлениями таких чувств и эмоций как любовь к близким, привязанность к воспитателю, доброжелательное отношение к окружающим, сверстникам. Ребенок способен к эмоциональной отзывчивости – сопереживать, утешать сверстника, помогать ему, он может стыдиться своих плохих поступков, хотя, надо отметить, эти чувства неустойчивы. Взаимоотношения, которые ребенок в 2-3 года устанавливает со взрослыми и другими детьми, отличаются нестабильностью и зависят от ситуации. Большим эмоциональным благополучием характеризуются девочки. Поскольку в младшем дошкольном возрасте поведение ребенка непроизвольно, действия и поступки ситуативны, последствия их ребенок не представляет, нормально развивающемуся ребенку свойственно ощущение безопасности, доверчиво-активное отношение к окружающему. Стремление ребенка быть независимым от взрослого и действовать, как взрослый может провоцировать небезопасные способы поведения. 2-3 летние дети усваивают некоторые нормы правила поведения, связанные с определенными разрешениями и запретами («можно», «нужно», «нельзя»), могут увидеть несоответствие поведения другого ребенка нормам и правилам поведения. Однако при этом дети выделяют не нарушение самой нормы, а нарушение требований взрослого («Вы сказали, что нельзя драться, а он дерется»). Характерно, что дети этого возраста не пытаются указать самому ребенку, что он поступает не по правилам, а обращаются с жалобой к взрослому. Нарушивший же правило ребенок, если ему специально не указать на это, не испытывает никакого смущения. Как правило, дети переживают только последствия своих неосторожных действий (разбил посуду, порвал одежду), и эти переживания связаны в большей степени с ожиданием санкций взрослого. В два, три года ребенок начинает осваивать гендерные роли и гендерный репертуар: девочка-женщина, мальчик-мужчина. Он адекватно идентифицирует себя с представителями своего пола, имеет первоначальные представления о собственной гендерной принадлежности, аргументирует ее по ряду признаков (одежда, предпочтения в играх, игрушках, прическа и т.д.). В этом возрасте дети дифференцируют других людей по полу, возрасту; распознают детей, взрослых, пожилых людей, как в реальной жизни, так и на иллюстрациях. Начинают проявлять интерес, внимание, заботу, по отношению к детям другого пола. У нормально развивающегося ребенка 2-3 лет есть все возможности овладения навыками самообслуживания – самостоятельно есть, одеваться, раздеваться, умываться, пользоваться носовым платком, расческой, полотенцем, отправлять свои естественные нужды. К концу третьего года жизни младший дошкольник овладевает элементарной культурой поведения во время еды за столом и умывания в туалетной комнате. Подобные навыки основываются на определенном уровне развития двигательной сферы ребенка, одним из компонентов которого является уровень развития моторной координации. В этот период высока потребность ребенка в движении (его двигательная активность составляет не менее половины времени бодрствования). Ребенок начинает осваивать основные движения, обнаруживая при выполнении физических упражнений стремление к целеполаганию (быстро пробежать, дальше прыгнуть, точно воспроизвести движение и др.). Период 2-3 года – также благоприятный возраст для начала целенаправленной работы по формированию физических качеств (скоростных, силовых, координации, гибкости, выносливости). Накапливается определенный запас представлений о разнообразных свойствах предметов, явлениях окружающей действительности и о себе самом. В этом возрасте у ребенка при правильно организованном развитии уже должны сформироваться основные сенсорные эталоны. Он знаком с основными цветами (красный, желтый, зеленый, синий). Если перед ребенком выложить карточки разных цветов, то по просьбе взрослого он выберет 3-4 цвета по названию и 2-3 из них самостоятельно назовет. Малыш способен верно выбрать формы предметов (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) по образцу, но может еще путать овал и круг, квадрат и прямоугольник. Ему известны слова «больше», «меньше», и из двух предметов (палочек, кубиков, мячей и т.п.) он успешно выбирает больший или меньший. Труднее выбрать «самый большой» или «самый маленький» из 3-5 предметов (более 5 предметов детям трехлетнего возраста не следует предлагать). В 3 года дети практически осваивают пространство своей комнаты (квартиры), групповой комнаты в детском саду, двора, где гуляют и т.п. На основании опыта у них складываются некоторые пространственные представления. Они знают, что рядом со столом стоит стул, на диване лежит игрушечный мишка, перед домом растет дерево, за домом – гараж, под дерево закатился мяч. Освоение пространства происходит одновременно с развитием речи: ребенок учится пользоваться словами, обозначающими пространственные отношения (предлогами и наречиями). В этом возрасте ребенок еще плохо ориентируется во времени. Время нельзя увидеть, потрогать, поиграть с ним, но дети его чувствуют, вернее организм ребенка определенным образом реагирует: в одно время хочется спать, в другое – завтракать, гулять. Представления ребенка о явлениях окружающей действительности обусловлены, с одной стороны, психологическими особенностями возраста, с другой, его непосредственным опытом. Малыш знаком с предметами ближайшего окружения, их назначением (на стуле сидят, из чашки пьют и т.п.), с назначением некоторых общественно-бытовых зданий (в магазине покупают игрушки, хлеб, молоко, одежду, обувь); имеет представления о знакомых средствах передвижения (легковая, грузовая машина, самолет, велосипед и т.п.), о некоторых профессиях (врач, шофер), праздниках (новый год, день своего рождения), свойствах воды, песка, снега (снег белый, холодный, вода теплая и холодная, лед скользкий, твердый; из песка можно лепить, делать куличики, а сухой песок рассыпается); различает и называет состояние погоды (холодно, тепло, дует ветер, идет дождь). В 2-3 года малыш различает по форме, окраске, вкусу некоторые овощи и фрукты, знает 2-3 вида птиц, некоторых домашних животных, наиболее часто встречающихся насекомых. Внимание детей непроизвольно. Однако его устойчивость проявляется по-разному. Обычно малыш может заниматься в течении 10-15 минут, но привлекательное занятие длится достаточно долго, и ребенок не переключается и не отвлекается от него. Память непосредственна, непроизвольна и имеет яркую эмоциональную окраску. Дети сохраняют и воспроизводят только ту информацию, которая остается в их памяти без всяких внутренних усилий (легко заучивая понравившиеся стихи и песенки, ребенок из 5 специально предложенных ему отдельных слов, обычно запоминает не больше 2-3). Положительно и отрицательно окрашенные сигналы и явления запоминаются прочно и надолго. Мышление ребенка является наглядно-действенным: малыш решает задачу путем непосредственного действия с предметами (складывание матрешки, пирамидки, мисочек, конструирование по образцу и т.п..). В наглядно-действенных задачах ребенок учится соотносить условия с целью, что необходимо для любой мыслительной деятельности. На третьем году жизни воображение только начинает развиваться, и прежде всего, в игре. Малыш действует с одним предметом и воображает на его месте другой: палочка вместо ложечки, камушек вместо мыла, стул – машина для путешествий и т.д. В младшем дошкольном возрасте ярко выражено стремление к деятельности. Взрослый для ребенка – носитель определенной жизненной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к развитию игры. Дети овладевают способами игровой деятельности – игровыми действиями с игрушками и предметами-заместителями, приобретают первичные умения ролевого поведения. Ребенок 2-3 лет способен подражать и охотно подражает показываемым ему игровым действиям. Игра ребенка – скорее игра рядом, чем вместе. В играх, возникающих по инициативе детей, отражаются умения, приобретенные в совместных играх с взрослыми. Сюжеты игр простые, неразвернутые, содержащие 1-2 роли. Неумение объяснить свои действия партнеру по игре, договориться с ним, приводит к конфликтам, которые дети не в силах самостоятельно разрешить. Конфликты чаще всего возникают по поводу игрушек. Постепенно, к 3 годам, ребенок начинает согласовывать свои действия, договариваться в процессе совместных игр, использует речевые формы вежливого общения. Мальчики в игре более общительны, отдают предпочтение большим компаниям, девочки предпочитают тихие, спокойные игры, в которых задействовано 2-3 подруги. В 2-3 года ребенок начинает чаще и охотнее вступать в общение со сверстниками ради участия в общей игре или продуктивной деятельности. Для них характерна позиция превосходства над товарищами. Он может в общении с партнером открыто высказать негативную оценку («Ты не умеешь играть»). Однако ему все еще нужна поддержка и внимание взрослого. Оптимальным во взаимоотношениях со взрослыми является индивидуальное общение. Главным средством общения с взрослыми и сверстниками является речь. Словарь младшего дошкольника состоит, в основном из слов, обозначающих предметы обихода, игрушки, близких ему людей. Ребенок овладевает грамматическим строем речи: согласовывает употребление грамматических форм по числу, времени, активно экспериментирует со словами, создавая забавные неологизмы. Умеет отвечать на простые вопросы, используя форму простого предложения. Высказывается в 2-3 предложения об эмоционально значимых событиях. Начинает использовать в речи сложные предложения. В этом возрасте возможны дефекты звукопроизношения. Девочки по всем показателям развития превосходят мальчиков: артикуляция речи, словарный запас, беглость речи, понимание прочитанного, запоминание увиденного и услышанного. В 2-3 год ситуации взаимодействия с взрослым продолжает формироваться интерес к книге и литературным персонажам. Круг чтения ребенка пополняется новыми произведениями, но уже известные тексты по-прежнему вызывают интерес. С помощью взрослых ребенок называет героев, сопереживает добрым, радуется хорошей концовке. Он с удовольствием вместе со взрослым рассматривает иллюстрации, с помощью наводящих вопросов высказывается о персонажах и ситуациях, т.е. соотносит картинку и прочитанный текст. Начинает «читать» сам, повторяя за взрослым или договаривая отдельные слова, фразы. Уже запоминает простые рифмующиеся строки в небольших стихотворениях. Развитие трудовой деятельности в большей степени связано с освоением процессуальной стороны труда (увеличением количества осваиваемых трудовых процессов, улучшением качества их выполнения, освоением правильной последовательности действий в каждом трудовом процессе). Маленькие дети преимущественно осваивают самообслуживание как вид труда, но способны при помощи и контроле взрослого выполнять отдельные процессы в хозяйственно-бытовом труде, труде в природе. Интерес к продуктивной деятельности неустойчив. Замысел управляется изображением и меняется по ходу работы, происходит овладение изображением формы предметов. Работы схематичны, детали отсутствуют – трудно догадаться, что изображено ребенком. В лепке дети могут создавать изображения путем отщипывания, отрывания комков, скатывания их между ладонями и на плоскости и сплющивания. В аппликации – располагать наклеивать готовые изображения знакомых предметов, меняя сюжеты, составлять узоры из растительных и геометрических форм, чередуя их по цвету и величине. Конструирование носит процессуальный характер. Ребенок может конструировать по образцу лишь элементарные предметные конструкции из 2-3 частей. Музыкально-художественная деятельность детей носит непосредственный и синкретический характер. Восприятие музыкальных образов происходит в «синтезе искусств» при организации «практической деятельности» (проиграть сюжет, рассмотреть иллюстрацию и др.). Совершенствуется звукоразличие, слух: ребенок дифференцирует звуковые свойства предметов, осваивает звуковые предэталоны (громкотихо, высоко-низко и пр.). Может осуществить элементарный музыкальный анализ (заметить изменения в звучании звуков по высоте, громкости, разницу в ритме). Начинают проявляться интерес и избирательность по отношению к различным видам музыкальнохудожественной деятельности (пению, слушанию, музыкальноритмическим движениям). 3-4 года Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром. В раннем возрасте ребенок многому научился: он освоил ходьбу, разнообразные действия с предметами, у него успешно развивается понимание речи и активная речь, малыш получил ценный опыт эмоционального общения со взрослыми, почувствовал их заботу и поддержку. Все это вызывает у него радостное ощущение роста своих возможностей и стремление к самостоятельности, к активному взаимодействию с окружающим миром. Психологи обращают внимание на «кризис трех лет», когда младший дошкольник, еще недавно такой покладистый, начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого, стремление настоять на своем требовании, упорство в осуществлении своих целей. Это свидетельствует о том, что прежний тип взаимоотношений взрослого и ребенка должен быть изменен в направлении предоставления малышу большей самостоятельности и обогащения его деятельности новым содержанием. Важно понять, что характерное для ребенка третьего года жизни требование «я - сам» прежде всего отражает появление у него новой потребности в самостоятельных действиях, а не фактический уровень его возможностей. Поэтому задача взрослого - поддержать стремление к самостоятельности, не погасить его критикой неумелых действий ребенка, не подорвать веру ребенка в собственные силы, высказывая нетерпение по поводу его медленных и неумелых действий. Главное в работе с младшими дошкольниками состоит в том, чтобы помочь каждому ребенку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности. Стремление к самостоятельности формируется у младшего дошкольника в опыте сотрудничества со взрослыми. В совместной с ребенком деятельности взрослый помогает освоить новые способы и приемы действий, показывает пример поведения и отношения. Он постепенно расширяет область самостоятельных действий ребенка с учетом его растущих возможностей и своей положительной оценкой усиливает стремление малыша добиться лучшего результата. Доверие и привязанность к воспитателю - необходимые условия хорошего самочувствия и развития ребенка в детском саду. Младший дошкольник особенно нуждается в материнской поддержке и заботе воспитателя. В течение дня педагог должен к каждому ребенку проявить свое доброе отношение: приласкать, назвать ласковым именем, погладить. Ощутив любовь воспитателя, младший дошкольник становится более общительным. Он с удовольствием подражает действиям взрослого, видит во взрослых неиссякаемый источник новых игр, действий с предметами. К концу младшего дошкольного возраста начинает активно проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети. Развитие самосознания и выделение образа «Я» стимулируют развитие личности и индивидуальности. Малыш начинает четко осознавать, кто он и какой он. Внутренний мир ребенка начинает наполняться противоречиями: он стремится к самостоятельности и в то же время не может справиться с задачей без помощи взрослого, он любит близких, они для него очень значимы, но он не может не злиться на них из-за ограничений свободы. По отношению к окружающим у ребенка формируется собственная внутренняя позиция, которая характеризуется осознанием своего поведения и интересом к миру взрослых. Агрессивность и неутомимость малышей в этом возрасте проявляется в постоянной готовности к деятельности. Ребенок уже умеет гордиться успехами своих действий, умеет критически оценить результаты своего труда. Формируется способность к целеполаганию: более четко представить результат, сравнить с образцом, выделить отличия. В этом возрасте ребенок может воспринимать предмет без попытки его обследования. Его восприятие приобретает способность более полно отражать окружающую действительность. На основе наглядно-действенного к 4-м годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Другими словами, происходит постепенный отрыв действий ребенка от конкретного предмета, перенос ситуации в «как будто». Как и в раннем возрасте, в 3-4 года преобладает воссоздающее воображение, т. е. ребенок способен лишь воссоздать образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослого. Большое значение в развитии воображения играет опыт и знания ребенка, его кругозор. Для детей этого возраста характерно смешение элементов из различных источников, смешение реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщены и реальны для него. Память дошкольника 3-4-х лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго. Ребенок не способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую. В эмоциональном плане сохраняются те же тенденции, что и на предыдущем этапе. Характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Поэтому характеристики, которые ребенок дает другим людям, очень субъективны. Тем не менее, эмоционально здоровому дошкольнику присущ оптимизм. В 3-4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников, а затем косвенно контролироваться взрослыми. К четырем годам рост ребенка достигает 100-102 см. Вес детей в среднем 16-17 кг (между тремя и четырьмя годами прибавка в весе составляет 2 кг). Ребенок трех-четырех лет уверенно ходит, координирует движения рук и ног при ходьбе, воспроизводит разнообразные другие движения. Он умеет правильно держать карандаш, проводит горизонтальные и вертикальные линии, осваивает изобразительные умения. Ребенок владеет разнообразными действиями с предметами, хорошо ориентируется в различении таких форм, как круг, квадрат, треугольник, объединяет предметы по признаку формы, сравнивает их по размеру (по длине, ширине, высоте). Он активно стремится к самостоятельности, уверенно осваивает приемы самообслуживания и гигиены. С удовольствием самостоятельно повторяет освоенные действия, гордится своими успехами. В играх ребенок самостоятельно передает несложный сюжет, пользуется предметами-заместителями, охотно играет вместе со взрослым и детьми, у него есть любимые игры и игрушки. Он умеет заводить ключиком механическую игрушку, составлять игрушки и картинки из нескольких частей, изображать в игре зверей и птиц. Ребенка отличает высокая речевая активность; его словарь содержит все части речи. Он знает наизусть несколько стихов, потешек, песенок и с удовольствием их повторяет. Ребенок живо интересуется окружающим, запас его представлений об окружающем непрерывно пополняется. Он внимательно присматривается к действиям и поведению старших и подражает им. Ему свойственны высокая эмоциональность, готовность самостоятельно воспроизводить действия и поступки, одобряемые взрослыми. Он жизнерадостен и активен, его глаза с неиссякаемым любопытством вглядываются в мир, а сердце и ум открыты для добрых дел и поступков. 7. ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГРУППОВОГО ПОМЕЩЕНИЯ Функциональное использование группового помещения -проведение совместной деятельности воспитателя с детьми -проведение индивидуальной работы -самостоятельная детская деятельность Предельная наполняемость группового помещения – 20 детей Перечень оборудования для группового помещения (приемной, групповой, спальной, умывальной комнат) Группа находится на первом этаже и состоит из 5 помещений: • раздевалка, • игровая комната (совмещенная с моечной комнатой), • спальная комната, • умывальная комната, туалетная комната. Освещение электрическое, светильники • Водоснабжение центральное. Информационная справка о раздевальной комнате Освещение: люстры со светодиодными лампочками 2 шт. Напольное покрытие: линолеум. Наличие дневного света: 2 маленьких и 1 большое окно Наименования Индивидуальные шкафчики детские для раздевания. – 6шт. 4-х секционных. Скамейка детская – 4 шт. Информационный стенд для родителей «Для вас родители» – 2 шт. Информационный стенд – 2 шт. Столик «Капелька» – 1 шт. Дополнительные средства для дизайна интерьера: штора 2, 1 палас Информационная справка о групповой комнате(совмещенной с моечной комнатой), Освещение: светильники 13 шт Напольное покрытие: линолеум. Наличие дневного света: 4 окна. Наименования: Стенка игровая – 1 шт. Полка напольная угловая – 1 шт. Стол для ИЗО творчества – 1 шт. Стол «Центр воды и песка» - 1 шт. Стенка «Уголок природы» - 1 шт. Комплект «Цветок» (стол + 4 табурета) - 1 шт. Ромашка стол + стул – 1 шт. Набор детской мягкой мебели (диван + 2 кресла) Игровая зона «Медицинский уголок» – 1 шт. Шкаф для пособий – 1 шт. Центр воды и песка – 1 шт. Уголок уединения (балдахин, 2 пуфика, 2 капельки) – 1 шт. Стенка для книг – 1 шт. Детский конструктор Мини-з (мягкие модули) – 1 шт Столы детские, регулируемые по высоте – 5 шт. Стулья детские, регулируемые по высоте – 20 шт. Стол кухонный – 2 шт. Мольберт малый – 1 шт. Часы – 1 шт. Комнатный термометр – 1 шт. Моечная комната Раковины – 2 шт. Открытый шкаф для посуды – 1 шт. Сушилка для посуды – 4 шт. Емкость для замачивания ветоши – 2 шт. Емкость для замачивания посуды – 1 шт. Комплект посуды на 20 человек. Дополнительные средства для дизайна интерьера: штора с ламбрекеном 2шт., палас 3 шт. Информационная справка о спальной комнате Освещение: лампы люминесцентные 6 шт. Напольное покрытие: Наличие дневного света: 3 окна. Наименования: Детские кровати – 20 шт. Стол письменный взрослый – 1 шт. Стул взрослый – 1 шт. Постельное белье – 20 комплектов. подушки – 20 шт. матрасы - 20 шт. покрывало - 20 шт. список детей на кровати – 1 шт. комнатный термометр. Дополнительные средства для дизайна интерьера: Палас-дорожка – 1 шт. тюль – 3 шт. Информационная справка об умывальной комнате Напольное покрытие: напольная керамическая плитка. Наличие дневного света: нет Освещение: лампочное, 1 люстра Наименования: Стойки для полотенец – 4 шт. Поддон для ног– 1 шт. Раковины для детей– 3 шт. Раковина для персонала-1шт. Таз для мытья игрушек – 2 шт. Мыльницы – 3 шт. Бочок для замачивания игрушек – 1 шт. Информационная справка об туалетной комнате Напольное покрытие: напольная керамическая плитка. Наличие дневного света: окно – 1 шт. Освещение: лампочное, 1 плафон Наименования: Унитаз – 1 шт. Горшечная – 1 шт. на 20 ячеек Горшок детский – 20 шт. 6. ОСНАЩЕНИЕ ГРУППЫ «ЦЕНТР КНИГИ И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ» 1. Художественная литература 2. Картинки со сказочными персонажами 3. Дидактические игры 4. Настольные игры 5. «Сказки по картинкам» «ЦЕНТР ТЕАТР» 1. Ширма 2. Различные виды театра би-ба-бо. 3. Деревянный театр («Репка», «Три поросенка») 4. Игра расскажи сказку 5. Театр картинок 6. Конусный театр («Теремок») «ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА» 1. Материал для рисования: альбомы, раскраски, цветные карандаши, гуашевые краски, кисти, трафареты, штампики, бумага для рисования. 2. Материал для лепки: пластилин, дощечки для лепки. «ЦЕНТР СТРОИТЕЛЬНО-КОНСТРУКТИВНЫХ ИГР» 1. Легоподобный конструктор 2. Конструктор пластмассовый крупный 3. Конструктор деревянный 4. Модули строительные мягкие 5. Мозаика крупная, мелкая «ЦЕНТР ПРИРОДЫ И ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ» 1. Песок, глина. 2. Набор для игр с песком (ведерко, грабельки, совочек, сито маленькое, формочки) 3. Предметы тонущие и не тонущие (для экспериментальной деятельности) 4. Кораблик 5. Трубочки «коктейльные» для экспериментов с водой и воздухом. 6. Муляжи фруктов и овощей 7. Альбом «Осень золотая» 8. Альбом «Давай дружить» 9. Альбом «Зимние забавы» 10. Альбом «Весна» 11. Набор ракушек, камней 12. Крупа манная, горох, фасоль. 13. Сюжетные картинки «Времена года» 14. Наглядно-дидактический материал: «овощи», «фрукты», «насекомые», «домашние птицы», «части тела», «домашние животные». 15. Настольно-печатные игры: «Времена года», «Где чья мама?» «УГОЛОК УЕДИНЕНИЯ» 1. Пуфики – 2 шт. 2. Диванчик – 1 шт «ЦЕНТР МЫ ИГРАЕМ» 1. Сюжетно-ролевая игра «Больница»: - телефон - набор доктора - детский халат и шапочка доктора 2. Сюжетно-ролевая игра «Модница»: - расчески - бигуди - фен - юбки - косынки - сумочки - зеркало 3. Сюжетно-ролевая игра «Семья»: - куклы - кукольная кроватка - коляски - кукольная посуда - гладильная доска и утюг - диван и 2 кресла - столик для чаепития 4. Сюжетно-ролевая игра «Шоферы»: - машина - костюм таксиста 5. Сюжетно-ролевая игра «Кухня»: - плита - игрушечные кастрюли, разделочная доска - набор продуктов питания - полотенца кухонные. «ЦЕНТР ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ» 1. Массажная дорожка 2. Мяч большой и маленький 3. Кольцеброс 4. Кегли 5. Массажные мячики 6. Ленточки «ЦЕНТР МАТЕМАТИКИ» 1.Блоки Дьенеша. 2.Вкладыши. 3.Пирамидки. 4.Плоские геометрические фигуры (стамм) 5. Геометрические фигуры «Цветные столбики». 6. Геометрические пирамидки. 7. Счетный материал , счетные палочки. 8.Грибочки. 9.Дидактические игры -волшебный круг; -цвета и формы; -большой – маленький; - найди пару; -почини варежку. 10. Игра «собери фигуру». 11.Развивающий материал «Удивляйка» 1,2,3,4. 12. Развивающие игры : -малыш и краски; -формы. 13. умные книжки: Вправо – влево, вверх – вниз; Веселые часы; -найди отличия; -цифры и числа. 14.Альбомы: -блоки Дьенеша для самых маленьких; -палочки Кюезенера. «ЦЕНТР НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ» ЦЕНТР БЕЗОПАСНОСТИ » 1. Животные леса и домашние животные. 2.Фотоальбом «Наш край» 3.Обучающие картинки «Профессии». 4.Деманстрационные картинки с текстом «Семья». 5. Альбом «Моя семья». 6. Картотека дидактических. игр по теме «Семья». 7.Набор кукол «Семья» ( 2 набора» 8. Плакаты по безопасному поведению дома, на улице. 9. Обучающие картинки «Дорожная азбука». 10. Дидактические игры на липучках: - подберем по силуэту «Воздушный транспорт»; -спецтехника «Стройка»; - едет, плывет, летит; -«транспорт»; - парные картинки; -лото «транспорт». 11.Альбом «Виды транспорта». 12. Дидактический материал Л.Л. Тимофеева «Формирование культуры безопасности». 13.Иллюстрации С. Вохринцева «Пожарная безопасность». 14. Книжки по теме «Безопасность». 15. Уроки светофора Виталий Лиходер Полиция Сергей Черников Пожарная машина Ольга корнеева 16. Макет «Главная дорога» 9. Учебно-методический комплекс По программе «Детство»: 1. Рабочая программа воспитателя: ежедневное планирование по программе «Детство». Первая младшая группа / авт. – сост. И.А. Рындина, О.Н. Небыкова. – Волгоград: Учитель, 2017 г. 2. Рабочая программа воспитателя: ежедневное планирование по программе «Детство». Вторая младшая группа / авт. – сост. Н.Н. Гладышева, Ю.Б. Сержантова. – Волгоград: Учитель, 2013 г. 3. Развернутое перспективное планирование по программе «Детство». Первая младшая группа / авт. – сост. Т.Г. Кобзева ( и др.). – Волгоград: Учитель, 2010 г. 4. Комплексные занятия в первой и второй младшей группе детского сада: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2003 г. Бондаренко Т.М. 5. Комплексные занятия по программе «Детство». Вторая младшая групп, 3-4 года\авт. – сост. Ю.Б. Сержантова, А.В. Елоева, И.С. Батова, О.Н. Небыкова. – Волгоград: Учитель, 2017 г. 6. Сценарии образовательных ситуаций по ознакомлению дошкольников с детской литературой (с 2 до 4 лет)\ авт. – сост. О.М. Ельцова, В.Н. Волкова, А.Н. Терехова. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС», 2018 г. 7. Развивающие игры, упражнения, комплексные занятия для детей раннего возраста с 1 года до 3 лет\ авт. – сост. И.С. Погудкина. – СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019 г. 8. Комплексные развивающие занятия с детьми от 1,5 до 3 лет\ авт. – сост. Можгова Е. И. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017 г. 9. Образовательная область Познавательное развитие. Методический комплекс программы «Детство»\ авт.- сост. Михайлова З.А., Полякова М.Н. и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016 г. 10. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду\ авт. – сост. В.И Логинова, Т. И, Бабаева, Н.А Ноткина. – СПб.: «ДЕТСТВО11. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования\ авт. – сост. Т.И Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. 11. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования\ авт. – сост. Т.И Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2021. 12. Маленькими шагами в большой мир знаний. Первая младшая группа: Учебно-методическое пособие для воспитателей ДОУ\ СПб.: «ДЕТСТВОПРЕСС»», 2004 13. Развитие игровой деятельности. Система работы в 1 младшей группе детского сада\ М.: Мозаика-синтез, 2010 14. Игра как средство социальной адаптации «Методическое пособие для педагогов ДОУ\ «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009 г. дошкольников СПб.: ООО 15. Изобразительная деятельность детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Ранний возраст. – М.: «Карапуз», 2009 г., И.А. Лыкова 16. Организация совместной деятельности с детьми раннего возраста на прогулке. Методическое пособие\ авт. – сост. Филиппова Т.Г. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012 г. 17. Физкультура для малышей. Методическое пособие для воспитателей\ авт. –сост. Е.А. Синкевич, Т.В. Большева. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003г. 18. Подвижные и дидактические игры на прогулке\ авт. – сост.Нищева Н.В. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011 19. Литвинова О.Э. «Речевое развитие детей раннего возраста. Словарь. Звуковая культура речи. Грамматический строй речи. Связная речь. Конспекты занятий. Часть 1. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВОПРЕСС»,2020 г. 20. Леонова Н.Н. «Художественно-эстетическое развитие детей в младшей и средней группах ДОУ. Перспективное планирование, конспекты. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2020 г. 21. Ивашкова О.В. «Диагностический инструментарий по программе «Детство». Первая младшая группа. – СПБ.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020 г. 22. Ивашкова О.В. «Диагностический инструментарий по программе «Детство». Вторая младшая группа. – СПБ.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2021 г. 23. Организация воспитательно-образовательного процесса в группе для детей раннего возраста с 2 до 3 лет. авт. А.В.Стефанко – СПб: ООО Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017 г. 24. Речевое развитие детей раннего возраста, 2-3 года. авт. О.Э.Литвинова – СПб: ООО Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020 г. Другая методическая литература: 1. Театрализованная деятельность дошкольников: 2-5 лет. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей – М.: ВАКО, 2011 г. / Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем. Губанова Н.Ф. 5. Развивающие пальчиковые игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста\авт.-сост. Т. Вяресова.- Екатеринбург, 1996 г. 6. Метод проектов в дошкольном образовании (методическое пособие)\ авт. – сост. Кочкина Н.А. – М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2012 г. 7. Развитие речи ребенка раннего возраста. Методическое пособие.\авт. – сост. Лямина Г.М. – М.: Айрис-Пресс, 2005 г. 8. Играем пальчиками и развиваем речь\ авт. –сост. Цвынтарный В.В. СПб.: Лань,1997 г. 9. Играем, гуляем, развиваем\ авт. – сост. Ионова А.Н. - М.: Издательство «ЭКЗАМЕН», 2011 г. 10. Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-3 лет\ авт. – сост. Картушина М.Ю. – М.:ТЦ СФЕРА, 2010 г. 11. Прогулки в детском саду младшей и средней группы. И.В.Кравченко, Т.Л.Долгова – Творческий центр «Сфера», Москва, 2011 г. Пособия 1. Земцова О.Н. Серия «Умные книжки. Цифры и числа». Учимся читать. Для детей 2-3 лет. 2005 г. 2. Земцова О.Н. Серия «Умные книжки. Найди отличия». Развиваем внимание. Для детей 2-3 лет. 2005 г. 3. Земцова О.Н. Серия «Умные книжки. Что нас окружает». Познаем мир. Для детей 2-3 лет. 2005 г. 4. Земцова О.Н. Серия «Умные книжки. Вправо-влево, вверх-вниз». Ориентируемся в пространстве. Для детей 2-3 лет. 2015 г. 5. Лариса Иванова. Стихи с движениями. Пальчиковые игры для детей 3-5 лет. Изд-во «Речь», 2012 г. 6. Серия «Учебные пособия для дошкольников. Герои зарубежных сказок» (обучающие карточки). Изд. дом «Проф Пресс». 7. «Уроки для самых маленьких. Профессии». (обучающие карточки) 8. «Уроки для самых маленьких. Еда и напитки». (обучающие карточки) 9. «Уроки для самых маленьких. Игрушки». (обучающие карточки) 10. «Уроки для самых маленьких. Цвета». (обучающие карточки) 11. «Уроки для самых маленьких. Дорожная азбука». (обучающие карточки) 12. Ушакова О.С., Лыкова И.А. Демонстрационный материал. Пособие для педагогов и родителей «Сорока-Белобока». Изд. дом «Цветной мир». 13. «Колобок». Наглядно-дидактическое пособие. Рассказы по картинкам. Издательство «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2015 г. 14. Наглядно-дидактическое пособие Рассказы по картинкам. «Курочка Ряба». Изд. «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2016 г. 15. Наглядно-дидактическое пособие. Рассказы по картинкам. «Репка». Изд. «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2015 г. 16. Дидактические карточки для ознакомления с окружающим миром «Насекомые». 17. «Уроки для самых маленьких. Мамы и Детки», (обучающие карточки). Изд. «ПРОФ-ПРЕСС», 2013 г. 18. Дидактическое пособие «Расскажите детям о морских обитателях». Карточки для занятий в детском саду и дома. Л. Бурмистрова, «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2008 г. 19. Дидактические карточки для ознакомления с окружающим миром «Времена года». 20. Дидактический материал «Мир вокруг нас. Домашние животные». Автор-составитель Д. Куликовский, 2013 г. 21. Конструирование в детском саду «Умные пальчики» \И.А. Лыкова. Демонстрационный материал. 22. Времена года. Осень (обучающие картинки с текстом). Автор-составитель Т.В. Цветкова – Творческий центр «Сфера», Москва, 2021 г.